Вокруг Facebook разворачивается масштабный скандал.
Компания наняла постороннее PR-агентство, которое, по указаниям
руководства социальной сети, должно было очернять в прессе и блогах
конкурента - Google.
Началось все с того, что известному
американскому блогеру Кристоферу Согояну пришло письмо от Джона
Меркурио, бывшего политического обозревателя канала CNBC, а ныне -
сотрудника крупного PR-агентства Burson-Marsteller. В письме Джон
предлагал блогеру опубликовать материал о работе сервиса Google Social
Circle, который якобы нарушение закона о тайной личной жизни и дискредитирует пользовательское соглашение Facebook.
Дело в том, что этот сервис позволяет
следить за деятельностью друзей по социальным сетям, а также друзей этих
друзей. При этом Facebook возмущает то, что Social Circle собирает
информацию с открытых пользовательских страниц, в том числе - и в
крупнейшей соцсети. Людей поисковик находит по привязке аккаунтов
соцсети к сервисам и поиску Google. На Facebook, кстати, такая привязка
существует по умолчанию - это часть концепции "социального интернета",
провозглашенной Марком Цукербергом. Поэтому Согоян сразу почуял
неладное. Вот часть переписки:
"Кто за это платит? Я имею в виду платит
вам, а не мне", - спрашивает Согоян и получает ответ: "Я боюсь, что пока
не могу сообщить имя заказчика. Но все данные, изложенные в письме,
доступны в публичных источниках. Вам это интересно?"
Блогеру это оказалось интересно, но
реакция была совсем не той, на которую рассчитывали заказчики. Он
разослал переписку в крупные газеты и интернет-издания. Оказалось, что
многим из них приходили аналогичные письма от сотрудников
Burson-Marsteller. Стало ясно: PR-агентство куплено. Непонятно было
только кем? Впрочем, Burson сам сдал все явки и пароли.
Когда по репутации агентства был нанесен столь мощный
удар, оно решило идти ко дну не в одиночку, а вместе с заказчиком. И
здесь на сцене появился Facebook. Компания Цукерберга во всем созналась,
но ответ уместился в один короткий абзац. В нем Facebook заявил, что
просто хотел, чтобы люди знали - данные с их страниц доступны
поисковикам, и это должно их сильно беспокоить.
Впрочем, кроме Facebook это никого не
беспокоит, так как все эти данные пользователи помещают в общий доступ
добровольно. Гораздо больше волнует сеть другое - почему Facebook
поступил именно так, как выразился эксперт портала TechCrunch Майкл
Аррингтон: "Не просто оскорбительно, бесчестно и трусливо, но к тому же
очень, очень глупо".
Столь крупная компания могла просто
подать в суд на Google или оградить содержимое страниц от поисковиков.
Или вообще никак не реагировать - ведь так было и раньше, и до сих пор
никто по этому поводу не возмущался. Такие действия, по мнению
журналистов TechCrunch, могут означать только, что в Facebook боятся
Google как конкурента.
Впрочем, объективно, Google с его
социальными проектами до Facebook еще очень и очень далеко. Чего же
тогда боится Facebook? Этот вопрос пока остается открытым.
Отметим, что теперь под серьезной угрозой
репутация и Facebook, и Burson-Marsteller. А это агентство, кстати,
является одним из крупнейших в США. За свою 58-летнюю историю оно успело
поработать с Биллом Клинтоном в годы его президентства, и провести предвыборную кампанию Хиллари Клинтон.